Многие автолюбители на свои транспортные средства устанавливают повторители стоп-сигналов, - дополнительные устройства световой сигнализации, которые располагаются за задним стеклом автомобиля. На некоторые автомобили такие дополнительные стоп-сигналы устанавливаются серийно на производстве. Обычно, это только повторитель, то есть, блок из светодиодов или ламп, подключенный параллельно лампам стоп-сигналов задних фонарей. Реже в повторителе есть какие-то электронные узлы, обеспечивающие на простое включение и выключение всех источников света (светодиодов), а с эффектом удлиняющейся световой линии при включении и укорачивающейся при выключении. Цвет всегда один - красный.

Рисунок 1

На рисунке 1 приведена схема необычного, - двухцветного повторителя. В момент нажатия на педаль тормоза зажигается один светодиод красным цветом, и от него в обе стороны вытягивается светящаяся линия красного цвета из восьми светодиодов. Пока держите педаль тормоза нажатой линия красная. При отпускании педали линия меняет цвет на зеленый, затем укорачивается с обеих концов и превратившись в одну зеленую точку, гаснет.

Главная часть схемы, - конденсатор С1. При включении стоп-сигнала он заряжается через подстроечный резистор R12, а при выключении, - разряжается через R12 и сопротивление нитей накала ламп фонарей автомобиля. Таким образом, при включении напряжение на С1 постепенно нарастает, а при выключении стоп-сигнала это напряжение так же постепенно падает. На микросхеме А1 сделан несколько измененный индикатор постоянного напряжения с пяти-пороговой светодиодной индикацией. Делитель на резисторах R13 и R14 понижает напряжение снимаемое с С1 до удобной для работы А1 величины. К индикаторным выходам А1 подключены девять суперярких двухцветных (красно-зеленых) светодиодов. Причем, восемь из них включены попарно параллельно. Резисторы R1-R9 обеспечивают равномерность свечения светодиодов. В первый момент после включения напряжение на С1 мало и открывается компаратор первого уровня А1, - загорается светодиод HL1. Он расположен посредине индикаторного блока (порядок расположения светодиодов показан на том же рисунке ниже). С дальнейшим нарастанием напряжения на С1 открывается второй компаратор А1 и загораются расположенные слева и справа от HL1 светодиоды HL2 и HL3. Далее, по мере нарастания напряжения на С1 последовательно зажигаются и остальные светодиоды.

Так как напряжение подается на стоп-сигналы, транзистор VT1 закрыт и зеленые половины светодиодов не горят, но горят красные половины светодиодов, на которые напряжение подается непосредственно со стоп-сигналов.

Теперь отпускаем педаль тормоза, и основные лампы стоп-сигналов гаснут. Напряжение на них равно нулю. Это приводит к тому, что красные половины светодиодов гаснут, но транзистор VT1 открывается базовым током, возникшим через резистор R10 и нити ламп стоп-сигналов автомобиля. Открывшийся транзистор подключает зеленые половины светодиодов к источнику положительного напряжения бортовой сети. Теперь светодиодная линия горит зеленым светом. В то же время начинает уменьшаться напряжение на С1 так как он разряжается через R12 и сопротивления ламп, а так же, через R13 и R14. Напряжения на С1 начинает уменьшаться и соответственно данному уменьшению светодиоды начинают гаснуть в порядке, обратном порядку их зажигания.

Быстрота воспроизведения светового эффекта последовательного зажигания и гашения светодиодов зависит от сопротивления R12 и устанавливается индивидуально.
Сопротивление резисторов R10 и R11 на схеме показано условно, - их величины нужно подобрать в конкретном случае так, чтобы при включенных стоп-сигналах не было желтой засветки светодиодов. А при выключенных яркость зеленых светодиодов была номинальной.

Рисунок 2

Максимальный ток выхода микросхемы ВА6125 составляет 16mA. На два светодиода приходится всего по 8 mА. Этого может быть недостаточно для получения требуемой яркости свечения. Поэтому, выходы микросхемы можно умощнить транзисторными усилителями, например, такими как показаны на рисунке 2. Здесь используется по два усилителя, один из которых управляет током через красную половину светодиода, а второй - током через зеленую. Всего потребуется десять транзисторов. В схеме светодиода HL1 так же работает два транзистора, но управляют они одним светодиодом.
Соответственно потребуется увеличить мощность каскада на VT1, так как теперь через него может протекать максимальный ток до 1 А. Транзистор нужно заменить на КТ818 или КТ837 и соответственно изменить сопротивления R10 и R11.

Тип используемых светодиодов автору не известен. От работников магазина где они продавались удалось добиться только того что они «китайские суперяркие двухцветные». При отсутствии суперярких двухцветных светодиодов с тремя выводами можно применить отдельные светодиоды красные и зелены, расположив их рядом. Но, при этом, при отпускании педали тормоза будет казаться как будто линия не только изменила цвет, но и переместилась немного по вертикали.

Устройство собрано в корпусе фабричного повторителя без использования печатной платы. В красной пластмассовой заслонке, за которой были расположены обычные лампочки накаливания просверлены отверстия под светодиоды, в которые светодиоды вклеены. Остальной монтаж выполнен на их выводах, и закреплен тем же клеем.

Последние комментарии

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 150 гостей и нет пользователей