Доводчик предназначен для пооче­редного закрывания четырех двер­ных стекол салона и верхнего люка (приоритет выбирает пользователь при подключении) при переходе в режим охраны установленного на автомобиле охранного сигнализатора.

Командой для включения электродвигателей стек­лоподъемников служит сигнал, посту­пающий в виде импульса длительно­стью 1 с. с выхода охранного сигнализа­тора и предназначенный для управле­ния центральным замком автомобиля.

В зависимости от модели автомоби­ля активным уровнем напряжения сиг­нала управления его центральным замком может быть как высокий (близкий к 12 В), так и низкий (близкий к нулю) относительно общего провода. Для этого в доводчике предусмотрены два входных контакта, выбор одного из которых зависит от уровня управляю­щего импульса.

Еще одна пара контактов входного разъема предусмотрена для приема импульса от охранного сигнализатора на прерывание работы механизмов сте­клоподъемников (для замка зажигания этот импульс служит командой на отпи­рание дверей салона). Один контакт этой пары предназначен для импульса с высоким активным уровнем, а другой с низким. Прерывание позволяет в любой момент прекратить работу меха­низмов стеклоподъемников, например, в случае, если в проеме окна оказался ребенок, оставленный в автомобиле.

Также запретом для начала работы механизмов стеклоподъемников может служить сигнал от замка зажигания, когда ключ находится в первом положе­нии ("АСС" — аккумулятор), и от конеч­ных выключателей дверей. При откры­тых дверях сигнал на соответствующем контакте входного разъема доводчика должен иметь низкий уровень.

Ротор электродвигателя каждого ме­ханизма стеклоподъемника вращается до того момента, пока стекло не будет поднято до упора, после чего остана­вливается. При вращении ротора в бор­товой сети автомобиля появляется переменная составляющая напряже­ния, возникающая из-за особенностей работы коллектора электродвигателя. Как только ротор остановится, пере­менная составляющая исчезнет. Довод­чик фиксирует этот момент и вырабаты­вает команду на отключение питания электродвигателя.

Еще одним условием отключения пи­тания электродвигателя является превы­шение максимального установленного времени его непрерывной работы — 9 с.

Доводчик стекол автомобиля - схема

Рисунок 1

Основной узел устройства — микроконтроллер DD2. Управляющие сигналы поступают на входной разъем Х2. Выходной узел доводчика состоит из четырех транзисторно-релейных ячеек. Контакты реле подают питание на электродвигатели дверных стеклоподъ­емников (канал управления люком на схеме не показан).

С приходом сигнала от охранного сигнализатора на запирание дверей срабатывает реле К1, и через контакты К 1.1 на электродвигатель стеклоподъ­емника двери водителя поступает пита­ние на время 0,75 с, из которых в тече­ние последних 0,25 с микроконтроллер DD2 измеряет частоту переменной составляющей напряжения бортовой сети от работы электродвигателя. Переменное напряжение предвари­тельно усилено элементом DD1.1. Ре­зистор R2 образует цепь обратной связи элемента и переводит его транзи­сторы на линейный участок входной характеристики.

Через инвертор DD1.2 усиленный сиг­нал поступает на вход RA4 микроконтрол­лера DD2, настроенный как вход импуль­сов таймера—счетчика. Если частота переменного напряжения превышает 200 Гц, т. е. электродвигатель работает, реле К1 электродвигателя остается включенным. Как только ротор электро­двигателя остановится, т. е. стекло под­нято до предела, реле К1 отпускает якорь, электродвигатель отключается, срабатывает реле К2, включается сле­дующий электродвигатель — процесс повторяется, и так до тех пор, пока не окажутся поднятыми стекла всех дверей.

Как было сказано, каждый электродвигатель стеклоподъемников сначала включается на время 0,75 с. Задержка в 0,5 с перед началом измерения частоты необходима для того, чтобы электро­двигатель после включения успел выйти на устойчивый режим работы. Программой микроконтроллера предусмотрено, что время работы каждого элек­тродвигателя стеклоподъемника в лю­бом случае не будет превышать 9 с.

При снятии автомобиля с охраны сиг­нал на разблокировку замков дверей одновременно поступает на вход преры­вания работы доводчика через контакт 2 или 5) разъема Х2. После чего микро­контроллер DD2 переходит на выполне­ние подпрограммы прерывания, кото­рая, в свою очередь, дает команду оста­новить электродвигатель, если его ротор вращается. Затем программа переходит в режим ожидания нового импульса на закрытие стекол.

Для того чтобы работа стеклоподъем­ников была запрещена в положении "АСС" замка зажигания, соответствующий этому положению контакт замка надо соединить с контактом 4 разъема Х2 доводчика.

Контакт 1 разъема Х2 соединяют с ми­нусовым выводом индикаторной лампы "Открыта дверь" на приборной панели автомобиля. Если такой индикатор отсут­ствует, то с этим контактом придется соединить четырьмя отрезками изолиро­ванного провода тот вывод дверного выключателя каждой двери, который подключен к лампе освещения салона. В разрыв каждого отрезка провода в удоб­ном месте необходимо включить разде­лительный диод (например, КД522Б) анодом к контакту 1 разъема. В этом слу­чает диод VD1 сле­дует замкнуть проволочной перемычкой.

К разъему Х1 подключают источник питания. Поскольку двигатели стекло­подъемников питаются через этот разъ­ем, необходимо устройство подключать к бортовой сети через предохранитель на ток 20 А (он установлен до разъема Х1). Сечение подводящих медных про­водов должно быть не менее 1,5 мм2. Применение такого предохранителя обусловлено тем, что в рабочем режиме каждый из двигателей потребляет зна­чительный ток (до 10 А), нельзя не учи­тывать также пусковой бросок тока.

Подключение моторедуктора

Рисунок 2

Контакты разъема ХЗ включают в разрыв проводов, питающих электро­двигатели соответствующих стекло­подъемников, по схеме, показанной на рис. 2: подвижный контакт реле — к электродвигателю, а неподвижный замкнутый — к кнопке. На рисунке крестом отмечено место разрыва цепи питания электродвигателя стеклоподъемника двери водителя. Буквенное обозначе­ние контактов разъема ХЗ указывает дверь салона: ПЛ — переднюю левую, ПП — переднюю правую, ЗП — заднюю правую, ЗЛ — заднюю левую.

Если схема управления стекло­подъемниками автомобиля такова, что при нажатии на кнопку подъемника через нее с электродвигателем соединен минусовый провод источника пита­ния, то разомкнутый контакт каждого исполнительного реле необходимо под­ключить к минусовому проводу борто­вой сети автомобиля.

При регулировке устройства на авто­мобиле, возможно, потребуется под­борка резистора R2. При указанных на схеме номиналах элементов цепи C1R1R2 устройство, установленное на автомобиль "Хонда", работает четко, без ложных срабатываний.

Рисунок 3

Для управления электродвигателем люка следует использовать выход RB1 (выв. 7) микроконтроллера DD2. Выход RA1 (выв. 18) настроен для реализации функции подсветки замка зажигания в течение 6 с после открывания двери во­дителя и 6 с после ее закрывания. Лам­пу EL1 подсветки подключают по схеме на рис. 3. Вместо лампы и транзистора можно установить светодиод, подходя­щий по цвету и яркости свечения. Анод светодиода нужно подключить к рези­стору R1, а катод — к общему проводу. Если яркость свечения окажется недо­статочной, подборкой резистора ее можно увеличить.

Думаю, не лишней будет установка тумблера, позволяющего при необходи­мости отключать доводчик (отключать напряжение питания) при эксплуатации машины в холодное время года, когда стекла практически всегда закрыты. Функция подсветки замка зажигания в этом случае также будет отключена. Если же она используется и необходима по­стоянно, то установленный тумблер дол­жен отключать не питание доводчика, а разрывать сигнальный провод, соеди­ненный с контактом 3 (или 6) разъема Х2.

Автор: Суров В.


Архив для статьи "Доводчик стекол автомобиля"
Описание:
Размер файла: 3.48 KB Количество загрузок: 1 309 Скачать